![]() ![]() └Структура |
Структура национальной системы образования в Беларуси. |
Формирование и
развитие образовательной системы
в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с конституционными
требованиями и гарантиями в области образования, обеспечивающими равенство в его
получении, единство образовательной системы и преемственность всех ступеней
обучения.
Структура национальной системы образования базируется на Конституции Республики
Беларусь Законах "Об образовании в Республике Беларусь", "О языках", "О национально - культурных
меньшинствах", "О правах ребенка", других
нормативно-правовых документах, принятых за последние годы и регламентирующих ее
деятельность. Она основана на принципе непрерывного образования и воспитания,
включающего следующие компоненты: дошкольное воспитание и образование; общее
образование; профессиональное образование; семейное воспитание; самообразование
и самовоспитание.
В соответствии со ст. 14 закона "Об образовании в Республике Беларусь" все
государственные и негосударственные образовательные учреждения на территории
республики принадлежат к национальной системе образования Республики Беларусь,
которая включает:
В систему образования Республики
Беларусь входят
различные типы учебных и учебно-воспитательных заведений: детские дошкольные
(сад, ясли) и внешкольные учреждения; общеобразовательные (базовая и средняя
школа, гимназия, лицей); специальные и интернатные учреждения (дома ребенка,
школы-интернаты, исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних
правонарушителей и т.п.); профессионально-технические и высшие
профессионально-технические училища; средние специальные (училища, техникумы и
колледжи) и высшие учебные заведения (специализированные вузы, университеты и
академии); научно-исследовательские институты и институты повышения квалификации
и переподготовки кадров, а также органы управления системой образования -
Министерство образования, управления и отделы образования исполкомов местных
советов и подведомственные им учебно-методические учреждения. Непрерывный
характер системы образования, ее структура, уровни обучения и типы
образовательных учреждений
В соответствии с действующим
законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют
органы государственного управления (законодательство - Верховный Совет /парламент/
республики, исполнение законов - Кабинет Министров), а также местные органы
управления.
Министерство образования и науки Республики Беларусь руководит
непосредственно
подчиненными ему высшими и средними специальными учебными заведениями,
подведомственными научными и учебно-методическими организациями, институтами
повышения квалификации, республиканскими учреждениями и организациями.
Осуществляет общее оpганизационно-методическое руководство работой управлений и
отделов образования исполкомов местных Советов народных депутатов, в ведении
которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения,
общеобразовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища
и колледжи.
Система высшего образования Республики Беларусь включает в себя 39 государственных
высших учебных заведений (ВУЗов), Академию управления при Президенте Республики
Беларусь и 20 негосударственных ВУЗов:
Система среднего специального образования
Республики Беларусь включает в себя
146 государственных средних специальных учебных заведений (ССУЗов), в том числе,
77 техникумов, 18 колледжей и 51 училище. Кроме того, в республике действуют 3
негосударственных ССУЗа.
Система среднего образования Республики Беларусь включает в себя 4808 дневных
общеобразовательных школ, 98 специальных школ и школ-интернатов для детей с
недостатками умственного или физического развития, 25 санаторных
школ-интернатов, 82 вечерние школы и 242 профессионально-технические училища,
находящиеся в подчинении Министерства образования и науки . Кроме того, в
республике действуют 15 школ и 10 профессионально-технических училищ,
находящихся в подчинении других министерств и ведомств.
©2002-03Голубь
Update:24.09.03