![]() ![]() └Справочники |
Справочники 1с77. |
"Банковские счета"
Предназначен для хранения
информации о банковских счетах организации и подстановки необходимых реквизитов
в печатные формы документов.
Для ввода информации о новом банковском счете необходимо открыть форму для
ввода нового элемента справочника, выбрав пункт "Новый" из меню "Действия"
главного меню программы. Для редактирования ранее введенной информации нужно
дважды щелкнуть мышью на соответствующем элементе справочника.
Форма элемента имеет две закладки — "Счет" и "Дополнительные".На закладке "Счет" собраны те сведения о банковском счете, которые используются
чаще всего. К ним относятся: наименование счета (идентификатор), номер
банковского
счета, наименование банка организации, корреспондентский счет и БИК банка.
Прямые расчеты.
Большинство банков являются участниками прямых расчетов. В
этом случае для оформления платежных документов указываются реквизиты банка,
обслуживающего организацию. При вводе нового элемента справочника флажок
"Прямые расчеты" первоначально установлен: предполагается, что банк организации
является участником прямых расчетов в банковской системе Российской Федерации.
Если банковский счет открыт в филиале головного банка или расчеты ведутся через
другой банк, с которым банк организации поддерживает корреспондентские
отношения,
флажок "Прямые расчеты" следует отключить. В этом случае становятся доступными
для редактирования элементы закладки, объединенные в группу "Расчетный банк", в
которые следует ввести реквизиты расчетного банка.
При нажатии на кнопку "ОК" выполняется контроль номера счета, номеров
корреспондирующих счетов и БИК основного и расчетного банка: проверяется
допустимая длина номеров счетов и БИК и правильность указания номеров счетов и
БИК по алгоритму проверки правильности расчета контрольного ключа. В случае
какого-либо сомнения функция проверки выдает соответствующее сообщение в окно
сообщений.
Тем не менее, информация о банковском счете будет записана в справочник. В этом
случае необходимо вернуться к редактированию элемента справочника и проверить
правильность ввода номеров счетов и БИК. От корректности и полноты веденной
информации зависит правильность заполнения печатной формы документа.
На закладке "Дополнительные" указываются дополнительные сведения о банковском
счете организации. Они используются, в основном, при печати справок о счетах для
налоговой инспекции.
В нижней части формы справочника "Банковские счета" имеются две кнопки. С их
помощью вы можете распечатать Справку о рублевых счетах или Справку о валютных
счетах вашей организации, представляемую ежеквартально налоговым органам по
месту
регистрации налогоплательщика.
"Бланки строгой отчетности"
Данный справочник предназначен для ведения списка бланков строгой
отчетности. Справочник используется для ведения аналитического учета по тем
счетам, по которым установлено ведение аналитического учета в разрезе
бланков строгой отчетности.
В справочник заносятся список видов бланков строгой отчетности,
например, квитанционные книжки, бланки удостоверений, дипломов, различные
абонементы, талоны, билеты, бланки товарно-сопроводительных документов и
т.п.
"Валюты"
Предназначен для хранения списка валют и истории их курсов,
и используется в учете по счетам с признаком валютного учета.
Справочник имеет одноуровневую структуру. Для каждого элемента справочника
указывается код, краткое обозначение валюты, наименование валюты
(идентификатор),
кратность и курс.
При заполнении первых трех реквизитов рекомендуется руководствоваться
Общероссийским классификатором валют ОК 014-94 (утвержден Постановлением
Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. №365).В отличие от других справочников, при вводе нового элемента в справочник
"Валюты" программа не предлагает в качестве кода очередной порядковый номер в
порядке возрастания, а устанавливает в поле кода "0". Это значение нужно
изменить на
код валюты по Общероссийскому классификатору валют. При записи нового элемента
программа проверяет уникальность введенного кода.
Реквизиты "Кратность" и "Курс" взаимосвязаны. В реквизите "Кратность" задается
количество единиц иностранной валюты, за которое ведется котировка в рублях, а в
реквизите "Курс" указывается текущий курс в рублях за указанное в реквизите
"Кратность" количество единиц иностранной валюты. Например, котировка по доллару
США ведется в рублях за 1 доллар США. Кратность в этом случае составляет
единицу.
Котировка по итальянской лире ведется в рублях за 1000 итальянских лир.
Кратность в
этом случае равна 1000.При изменении текущего курса валюты, по которой ведутся расчеты с контрагентами,
необходимо открыть справочник "Валюты", выбрать курсором строку с нужной
валютой,
открыть историю курса (Действия ? История значения) и ввести новое значение
курса
данной валюты. Все предыдущие значения курса сохраняются вместе с датами их
изменения и могут быть просмотрены или изменены в специальном окне "История"
(см.
рисунок).Реквизиты "Кратность" и "Курс" периодические, то есть каждое их значение
вводится на определенную дату и распространяется на все последующие даты, пока
не
будет введено следующее значение.
Для просмотра курса валюты можно также воспользоваться кнопкой "Курсы валют"
расположенной в нижней части формы справочника "Валюты", предварительно выбрав
курсором интересующую валюту. Отчет о курсах валют формируется за выбранный
период вывода бухгалтерских итогов (Сервис ? Параметры ? Бухгалтерские итоги).
Для получения истории курса за любой период нужно в сформированном отчете
щелкнуть на кнопке "Настройка", указать интересующий период и нажать на кнопку
"Сформировать".При вводе проводок по счетам, для которых в плане счетов установлен признак
ведения валютного учета, программа будет запрашивать конкретную валюту для
вычисления суммы проводки в рублях.
Выбор валюты в диалогах ввода операций и документов осуществляется без
возможности редактирования. Для редактирования справочника "Валюты" (в том
числе,
для изменения текущего курса) его следует открыть из главного меню программы.
"Варианты реализации"
Используется для аналитического учета на
балансовых счетах 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", 62.1 "Расчеты с
покупателями и заказчиками в рублях", 62.2. "Расчеты с покупателями и
заказчиками в
валюте", 62.3 "Векселя полученные", 64 "Авансы полученные" и забалансовом
вспомогательном счете ПС "Покупная стоимость реализованных товаров".Каждый вариант реализации описывается в справочнике набором значений
реквизитов: наименование, тип реализации, ставка НДС, ставка НГСМ и ставка НП.
В реквизите "Наименование" описывается вариант реализации. В отличие от
аналогичных реквизитов в других справочниках типовой конфигурации, заполнение
этого реквизита в справочнике "Варианты реализации" имеет свои особенности.
Значение реквизита – это композиция из значений всех остальных реквизитов
данного
элемента справочника. Например, вариант реализации продукции, облагаемой НДС по
ставке 20% по безналичному расчету будет иметь наименование "Продукция,
НДС(20%),
НГСМ (0%), НП(0%).Для ввода нового варианта реализации следует открыть форму для ввода нового
элемента.
В реквизите "Тип реализации" выбором из перечня указывается, к какому типу
относится данная реализация. Возможные варианты описаны в Конфигураторе в
перечислении "Типы реализации" с элементами:
- производство;
- выполнение работ;
- оказание услуг;
- торговля оптовая;
- торговля розничная;
- торговля комиссионная;
- оказание посреднических услуг.
В реквизите "Ставка НДС" указывается ставка налога на добавленную стоимость,
установленная для данного вида реализации. Значение реквизита заполняется
выбором
из справочника "Ставки НДС".В тех случаях, когда организация в рамках одного типа деятельности (например,
оптовая торговля) реализует товары, облагаемые по разным ставкам НДС, для каждой
ставки в справочник "Виды реализации" вводится отдельная строка.
В реквизите "Ставка НГСМ" указывается ставка налога на реализацию горюче-смазочных материалов, если организация реализует продукцию и товары, облагаемые
данным налогом. В остальных случаях следует установить ставку НГСМ равной нулю.
Значение реквизита заполняется выбором из справочника "Ставки НГСМ".В тех случаях, когда организация в рамках одного типа реализации (наприер,
производство) реализует продукцию как облагаемую НГСМ, так и необлагаемую этим
налогом, в справочник "Виды реализации" следует ввести две строки с данным типом
реализации, но разными ставками НГСМ.
В реквизите "Ставка НП" указывается ставка налога с продаж по данному типу
деятельности. Значение реквизита заполняется выбором из справочника "Ставки НП".
В тех случаях, когда организация в рамках одного типа реализации (например,
розничная торговля) реализует товары как облагаемые налогом с продаж, так и
необлагаемые этим налогом, в справочник "Виды реализации" следует ввести две
строки
с данным типом реализации, но разными ставками НП.
"Виды деятельности"
В соответствии с действующим законодательством, организации обязаны вести
раздельный учет затрат и реализации по видам деятельности. Все виды
осуществляемой
организацией деятельности перечисляются в справочнике "Виды деятельности».Для раздельного учета реализации на счете 46 "Реализация продукции (работ,
услуг)»
ведется аналитический учет по субконто "Виды деятельности».Раздельный учет издержек производства и обращения обеспечен на уровне
бухгалтерских счетов (для формирования издержек обращения предназначен счет 44
"Издержки обращения»).Для раздельного учета затрат по видам выпускаемой продукции, выполняемых работ
и оказываемых услуг на счете 20 "Основное производство» также ведется
аналитический
учет по субконто "Виды деятельности».Каждый вид деятельности в справочнике описывается значениями реквизитов:
- код;
- наименование;
- характер деятельности;
- вариант реализации;
- способ списания затрат.
В реквизите "Наименование» рекомендуется указывать наименование вида
деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической
деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93, утвержден постановлением
Госстандарта
РФ от 6 августа 1993 г. №17).
Реквизит "Характер деятельности» может принимать одно из указанных ниже
значений:
- производство продукции;
- выполнение работ, оказание услуг;
- иное.
Значение реквизита "Производство продукции» устанавливается для деятельности по
производству различных видов товарной продукции. Для видов деятельности,
связанных
с выполнением работ и оказанием услуг (кроме посреднических услуг), в этом
реквизите
следует указывать "Выполнение работ, оказание услуг». Для иных видов
деятельности в
реквизите "Характер деятельности» следует указывать "Иное». Это относится, в
частности, ко всем видам торговли (оптовой, розничной и комиссионной).Значение реквизита "Характер деятельности» используется в документе "Закрытие
месяца» для определения состава проводок по списанию затрат со счета 20
"Основное
производство».Если выбран характер деятельности "Выполнение работ, оказание услуг», то с
помощью флажка "Автоматически списывать затраты» можно установить режим
списания затрат. Если флажок установлен, то документ "Закрытие месяца» будет
автоматически списывать затраты по данному виду деятельности в дебет счета 46
"Реализация продукции (работ, услуг)». Если флажок не установлен, то списание
затрат
производится операциями вручную. Выбор варианта зависит от порядка учета и
списания затрат по конкретному виду деятельности в соответствии с действующим
законодательством.
Реквизит "Вариант реализации» устанавливается выбором из справочника "Варианты
реализации".
"Денежные документы"
Данный справочник предназначен для учета видов денежных документов и
используется для ведения аналитического учета на счете 56 "Денежные документы".В справочник по мере поступления в организацию заносятся сведения о различных
видах денежных документов, к которым относятся почтовые марки, марки
государственной пошлины и вексельные марки, оплаченные авиабилеты, оплаченные
путевки в дома отдыха и санатории и т. д.
"Договоры"
Данный справочник предназначен для хранения оснований (договоров, актов,
накладных и т.д.) для расчетов с контрагентами и используется для ведения
дополнительного аналитического учета на тех же счетах, на которых ведется
аналитический учет по субконто вида "Контрагенты":Список оснований в данной конфигурации может иметь двухуровневую структуру,
т. е. отдельные расчеты в рамках одного договора можно объединять в отдельные
группы.
Например, группа может называться "Договор №37", а элементами договора будут
"накл.
23/с-ф №56" и "накл.45/с-ф. №79".
"Договоры"
Является подчиненным справочнику "Контрагенты". Это
значит, что каждое значение этого справочника относится к конкретному элементу
справочника "Контрагенты".Для заполнения справочника "Договоры" следует открыть справочник
"Контрагенты", выбрать нужный элемент, перейти в режим просмотра или
редактирования элемента, а затем нажать на кнопку "Договоры", которая
расположена в
нижней части формы ввода элемента справочника "Контрагенты". В результате
откроется справочник "Договоры", в котором будут показаны основания для расчетов
с
данным контрагентом.
При вводе значений субконто в проводках по перечисленным выше счетам сначала
запрашивается контрагент, а затем из списка договоров по заданному контрагенту
выбирается требуемое значение субконто "Основание" (то есть, элемент справочника
"Договоры").В справочник вводятся элементы, которые предполагается использовать для ведения
аналитического учета в разрезе оснований по расчетам с контрагентами. Заполнение
данного справочника определяется практикой ведения аналитического учета по
бухгалтерским счетам, на которых учитываются расчеты. Для счетов по учету
кредитов и
займов указываются номера договоров, например, "договор №77 от 13.04.99г". Для
счетов
по расчетам с поставщиками – номера накладных, актов и счетов-фактур. В ряде
случаев удобно через дробь указывать номера накладных и счетов-фактур, например,
"накл.
№45/с-ф №123". Если счета-фактуры поступают от поставщиков или выдаются
покупателям позднее получения или выдачи накладных, то соответствующие изменения
в справочник "Договора" вводятся по мере получения или выдачи счетов-фактур.
Для каждого основания расчетов в справочнике "Договора" предусмотрен реквизит
"Срок платежа", который используется в регламентированных отчетах для
распределения дебиторской и кредиторской задолженности по срокам ее погашения.
Его
следует заполнять в тех случаях, когда в расчетах возникает дебиторская или
кредиторская задолженность.
Дебиторская задолженность (т. е. задолженность других организаций перед вашей
организацией) возникает, например, в тех случаях, когда вы отпускаете товар
(продукцию), передаете результаты работы, оказываете услуги с последующей
оплатой. В
этом случае на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" учитывается
дебиторская задолженность.
Кредиторская задолженность (т.е. задолженность вашей организации перед другими
организациями) возникает, например, в тех случаях, когда ваша организация
получает от
поставщика материально-производственные запасы с последующей их оплатой или при
получении кредита банка. В первом случае кредиторская задолженность возникает на
счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", во втором – на счете 90
"Краткосрочные кредиты банков" или 92 "Долгосрочные кредиты банков".В тех случаях, когда товары (продукция, работы и услуги) отпускаются под ранее
полученный от покупателей и заказчиков аванс (предоплату) в размере 100% или
материально-производственные запасы получены под ранее перечисленный поставщикам
аванс (предоплату) в размере 100%, реквизит "Срок платежа" можно не заполнять.
"Договоры простого товарищества"
Данный справочник предназначен для ведения списка договоров простого
товарищества (договоров о совместной деятельности) и используется для ведения
аналитического учета на субсчетах 06.4 "Договоры простого товарищества и 58.4
"Договоры простого товарищества", введенных в План счетов хозяйственной
деятельности предприятий и организаций с 1 января 1999 года.
Для каждого договора в справочнике указывается наименование и дата окончания.
В реквизите "Наименование", как правило, указывается номер договора простого
товарищества, например, договор N1.
В реквизите "Дата окончания" указывается дата окончания договора простого
товарищества.
Заполняется справочник по мере заключения договоров простого товарищества
(договоров о совместной деятельности).
"Доходы будущих периодов"
Данный справочник предназначен для ведения перечня (списка) видов доходов,
полученных в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. В
типовой конфигурации справочник используется для ведения аналитического учета на
субсчете 83.1 "Доходы, полученные в счет будущих периодов".Для каждого вида дохода в справочнике указывается наименование и период (начало
и
окончание), в течение которого доход, полученный в счет будущих периодов, будет
равномерно списываться на счет 80 "Прибыли и убытки".В реквизите "Наименование" по мере возникновения указывается наименование вида
дохода. К доходам будущих периодов относятся:
- полученная арендная и квартирная плата за будущие периоды;
- плата за коммунальные услуги вперед;
- выручка за перевозки по месячным и квартальным билетам;
- абонементная плата за пользование средствами связи, полученная вперед;
- оплата послегарантийного обслуживания и т.д.
В реквизитах "Начало" и "Окончания" указывается дата начала и дата окончания
списания
доходов с субсчета 83.1 "Доходы, полученные в счет будущих периодов" в кредит
счета 80
"Прибыли и убытки". Например, при получении организацией-арендодателем в течение
1
квартала 1999г. авансом арендной платы за 2 квартал 1999г. в этих реквизитах
следует указать
соответственно "01.04.99" и "30.06.99".
"Издержки обращения"
Данный справочник предназначен для ведения перечня (списка) видов доходов,
полученных в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. В
типовой конфигурации справочник используется для ведения аналитического учета на
субсчете 83.1 "Доходы, полученные в счет будущих периодов".Для каждого вида дохода в справочнике указывается наименование и период (начало
и
окончание), в течение которого доход, полученный в счет будущих периодов, будет
равномерно списываться на счет 80 "Прибыли и убытки".В реквизите "Наименование" по мере возникновения указывается наименование вида
дохода. К доходам будущих периодов относятся:- полученная арендная и квартирная плата за будущие периоды;
- плата за коммунальные услуги вперед;
- выручка за перевозки по месячным и квартальным билетам;
- абонементная плата за пользование средствами связи, полученная вперед;
- оплата послегарантийного обслуживания и т.д.
В реквизитах "Начало" и "Окончания" указывается дата начала и дата окончания
списания
доходов с субсчета 83.1 "Доходы, полученные в счет будущих периодов" в кредит
счета 80
"Прибыли и убытки". Например, при получении организацией-арендодателем в течение
1
квартала 1999г. авансом арендной платы за 2 квартал 1999г. в этих реквизитах
следует указать
соответственно "01.04.99" и "30.06.99".
"Классификатор ЕНАОФ"
Содержит список групп и видов основных
средств, по которым установлены стандартные шифры и годовые нормы
амортизационных
отчислений. По этому справочнику классифицируются основные средства, начисление
амортизации которых использует нормы амортизационных начислений по этому
классификатору.
Для автотранспорта используются нормы амортизационных отчислений в графе «НормаАвто»,
а для всех остальных групп основных средств - в графе «НормаАморт», поэтому в
классификаторе заполнена одна из колонок норм амортизационных отчислений:
либо «НормаАморт», либо «НормаАвто», каждая из которых используется при расчете
амортизации соответствующего вида основного средства.
"Контрагенты"
Содержит информацию о контрагентах организации
(юридических и физических лицах) и используется как для выписки первичных
документов, так и для ведения аналитического учета.
Иерархическая структура справочника "Контрагенты" может содержать до 3-х
уровней. Эту возможность следует использовать по своему усмотрению, создавая
группы
контрагентов, — это может облегчить поиск нужного контрагента при работе с
документами. Например, создав группу "Налоги" в справочнике "Контрагенты", можно
создать в ней подгруппы "Федеральные" и "Территориальные" и использовать их для
хранения банковских реквизитов различных налоговых платежей.
В справочнике "Контрагенты" существует один предопределенный контрагент
"Служебный" с кодом 0. Он используется при проведении тех документов типовой
конфигурации, в форме которых не предусмотрен запрос реквизитов контрагента, но
они
необходимы для правильного формирования проводок. Например, в документе
"Авансовый отчет" предусмотрено, что проводки формируются по кредиту счета 71
"Расчеты с подотчетными лицами" в корреспонденции со счетами, указанными в
табличной части. Если НДС по конкретной статье расхода подлежит возмещению из
бюджета, в дополнительной графе указывается сумма возмещаемого НДС. При
отнесении, например, стоимости железнодорожных билетов на счет 26
"Общехозяйственные расходы" реквизиты контрагента в явном виде не запрашиваются.
Поскольку НДС, включенный в стоимость билетов, подлежит возмещению из бюджета,
т.е. отражению на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным
ценностям", на котором ведется аналитический учет по субконто вида
"Контрагенты", то
в этом случае используется контрагент "Служебный".При заполнении справочника рекомендуется соблюдать следующее несложное
правило: о контрагенте следует вводить столько информации, сколько ее необходимо
для
заполнения соответствующих реквизитов первичных бухгалтерских документов.
Редактирование сведений о контрагенте выполняется в диалоге — форме элемента
справочника "Контрагенты".Диалог организован в виде картотеки: сведения о контрагенте объединены в группы.
Доступ к той или иной группе выполняется выбором соответствующей закладки.
Ввод информации о новом контрагенте
При вводе нового контрагента в справочник первоначально заполняется закладка
"Общие" с реквизитами для ввода основных сведений о контрагенте. Набор
реквизитов
зависит от того, к какой категории – "Организация" или "Частное лицо" —
относится
данный контрагент. Тип контрагента выбирается в самом первом поле формы
элемента.
Под контрагентом-организацией в 1С:Бухгалтерии понимаются любые предприятия,
организации и учреждения(в том числе не являющиеся резидентами Российской
Федерации), с которым организация вступает в различного рода отношения.
Под контрагентом – частным лицом в 1С:Бухгалтерии понимаются любые
физические лица, в том числе предприниматели без образования юридического лица,
с
которыми организация вступает в различного рода гражданско-правовые отношения.
Физические лица могут, например, выступать в качестве поставщиков
материально-производственных запасов или покупателей товаров, продукции, работ,
услуг. Физических лиц, с которыми организация устанавливает трудовые отношения,
в
справочник "Контрагенты" заносить не следует. Для них предназначен специальный
справочник "Сотрудники".Если контрагент имеет тип "Организация", то при вводе в справочник нового
контрагента ему автоматически присваивается внутренний учетный код и
предлагается
заполнить следующие основные сведения: название и полное наименование, почтовый
и
юридический адрес, телефоны и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).В реквизите "Название" (поле со словом "Новый") следует ввести наименование
контрагента так, как оно будет выглядеть в различных списках, например, при
выборе
контрагента в процессе выписки первичных документов. Как правило, в этот
реквизит
вводится наименование контрагента без указания организационно-правовой формы и
другой дополнительной информации, например: "1С", "1С-Рарус", "НДС (городской
бюджет)", "Налог на прибыль (федеральный бюджет)". По значению этого реквизита
предусмотрен быстрый поиск нужного контрагента в справочнике.
Официальное название контрагента указывается в реквизите "Полное наименование".
Наименование контрагента вводится так, как оно должно выглядеть в первичных
документах: платежных поручениях, кассовых ордерах, счетах-фактурах и т. д.В реквизитах "Юридический адрес", "Почтовый адрес" и "Телефоны" указывается
соответствующая информация, если она имеется и если она необходима. Программа
допускает, что отдельные реквизиты могут быть не заполнены.В реквизите "ИНН" указывается идентификационный номер налогоплательщика,
который присвоен контрагенту налоговыми органами.
Если в качестве контрагента выступает частное лицо, то при вводе в справочник в
нового контрагента ему также автоматически присваивается внутренний учетный код
и
первоначально предлагается заполнить следующие основные сведения: название,
фамилию, имя и отчество полностью, адрес, почтовый адрес, телефоны и
индивидуальный
номер налогоплательщика (ИНН). реквизите "Название" (поле со словом "Новый") следует ввести фамилию и
инициалы физического лица.
Полностью фамилия, имя и отчество указываются в реквизите "ФИО".В реквизитах "Адрес", "Почтовый адрес" и "Телефоны" указывается адрес
физического лица по месту регистрации, по месту фактического проживания и
контактные телефоны. Для физических лиц, являющихся предпринимателями без
образования юридического лица, в реквизите "ИНН" указывается идентификационный
номер налогоплательщика, присвоенный налоговыми органами.
Запись информации о новом контрагенте
Прежде чем заполнять дополнительную информацию о контрагенте, размещенную на
закладке "Расчетные счета" для контрагентов типа "Организация" и на закладках
"Расчетные счета" и "Паспортные данные" для контрагентов типа "Частное лицо",
нужно зарегистрировать нового контрагента в справочнике. Это связано с тем, что
на
закладке "Расчетные счета" фактически будет заполняться справочник "Расчетные
счета", который подчинен справочнику "Контрагенты".Для регистрации нового контрагента нужно после заполнения реквизитов,
размещенных на закладке "Общие", нажать на кнопку "Записать".После этого можно продолжить заполнение дополнительных закладок формы
элемента справочника "Контрагенты", а также с помощью кнопки "Договоры" открыть
подчиненный справочнику "Контрагенты" справочник "Договоры". В этом справочнике,
если это необходимо, для контрагента можно вести список оснований для расчетов.
Закладка "Расчетные счета"Контрагент может иметь несколько расчетных счетов для осуществления расчетов в
безналичном порядке. Для хранения информации о банковских счетах контрагента в
конфигурации существует справочник "Расчетные счета", подчиненный справочнику
"Контрагенты". Для удобства работы ввод и редактирование информации о расчетных
счетах контрагента может осуществляться при помощи управляющих элементов
закладки
"Расчетные счета".Закладка "Паспортные данные"Присутствует в диалоге тогда, когда выбран вид
контрагента "Частное лицо".В соответствующие поля закладки вводятся данные о номере и серии, дате и месте
выдаче паспорта.
"Материалы"
Предназначен для хранения списка поступающих в
организацию материалов и используется как для выписки первичных документов, так
и
для ведения аналитического учета на балансовых счетах 10 "Материалы", 21
"Полуфабрикаты собственного производства" и забалансовом 003 "Материалы,
принятые
в переработку".В справочнике "Материалы" типовой конфигурации предусмотрена двухуровневая
структура. Это позволяет при необходимости объединять материалы в произвольные
группы по видам материалов, например, "сыпучие материалы", "краска", "отделочные
материалы" и т.д.При вводе в справочник нового материала в форме элемента предлагается ввести
наименование, единицу измерения, цену и вид материала.
Каждому новому материалу программой автоматически присваивается внутренний
учетный код.В реквизите "Наименование" указывается наименование материала. Как правило, для
заполнения данного реквизита используют наименование материала согласно
документам
поставщика. Вместе с тем, организация может использовать свою собственную
внутрифирменную классификацию материалов.
В реквизите "Единица измерения" выбором из справочника "Единицы измерения"
указывается единица измерения материала согласно Общероссийскому классификатору
единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (утвержден постановлением Госстандарта РФ от
26 декабря 1994 г. №366).В реквизите "Цена" указывается сумма фактических затрат по приобретению без
НДС в расчете на единицу материала. При использовании документов типовой
конфигурации значение этого реквизита заполняется автоматически.
Значение реквизитов "Единица измерения" и "Цена" данного справочника
используются для автоматизации оформления первичных документов по движению
материалов, а также для ведения количественного учета на счетах 10 "Материалы" и
003
"Материалы, принятые в переработку".Для автоматической генерации проводок по движению материалов при проведении
документов типовой конфигурации по учету материалов предназначен реквизит "Вид
материала". В нем опосредствовано указывается, на каком субсчете счета 10
"Материалы" учитывается конкретный материал. Значение реквизита устанавливаются
выбором из следующего перечня:- сырье и материалы (субсчет 10.1);
- покупные полуфабрикаты и комплектующие (субсчет 10.2);
- топливо (субсчет 10.3);
- тара и тарные материалы (субсчет 10.4);
- запасные части (субсчет 10.5);
- прочие материалы (субсчет 10.6);
- материалы, переданные в переработку (субсчет 10.7);
- строительные материалы (субсчет 10.8).
Справочник "МБП"Данный справочник предназначен для хранения сведений о малоценных и
быстроизнашивающихся предметах (МБП) и используется как для выписки первичных
документов, так и для ведения аналитического учета на счетах 03.2 "Имущество,
предоставляемое по договору проката», 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы», 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов».Справочник "МБП» в типовой конфигурации имеет двухуровневую структуру, т. е. в
справочнике отдельные предметы можно объединять в произвольные группы по видам,
например, "калькуляторы», "хозяйственный инвентарь», "измерительные приборы» и
т.д.Справочник позволяет получить отчеты по группе предметов или по конкретному
предмету. Для этого необходимо в форме справочника выбрать предмет или группу
предметов и нажать кнопку "Анализ МБП". Отчет формируется за установленный в
параметрах период бухгалтерских итогов. Период, за который необходимо
сформировать
анализ, можно установить также с помощью кнопки "Настройка» в верхней части
сформированного отчета.
Если курсор установлен на элементе справочника, не являющегося группой, то для
текущего (выбранного в списке) предмета в нижней части формы будет указано
количество предметов данного наименования по бухгалтерскому учету, находящихся в
запасе на складе и находящихся в эксплуатации.
При вводе в справочник нового малоценного или быстроизнашивающегося предмета в
форме предлагается заполнить следующие реквизиты: наименование, способ
начисления
амортизации, единицу измерения и цену предмета.
Каждому новому предмету в программе автоматически присваивается внутренний
учетный код.
В реквизите "Наименование» указывается наименование предмета. Как правило, для
заполнения данного реквизита используют наименование малоценного или
быстроизнашивающегося предмета согласно документам поставщика. Вместе с тем,
организация может использовать свою собственную внутрифирменную классификацию
МБП.
В реквизите "Способ начисления амортизации» указывается способ погашения
стоимости предметов. В типовой конфигурации поддерживается два основных способа,
применяемых на практике, и устанавливаемых каждой организацией как элемент
учетной
политики: 100% и 50%.Если в реквизите выбрано "100%», то при отпуске предметов в производство или
передаче их в эксплуатацию документами типовой конфигурации, автоматически по
кредиту счета 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов»»
начисляется амортизация на сумму, равную полной стоимости отпускаемых или
передаваемых предметов.
Если в реквизите выбрано "50%», то при отпуске предметов в производство или
передаче их в эксплуатацию документами типовой конфигурации, автоматически по
кредиту счета 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов»»
начисляется амортизация на сумму, равную половине стоимости отпускаемых или
передаваемых предметов. Остальные 50% амортизации начисляются при списании или
выбытии предметов с учета с помощью документов типовой конфигурации.
В реквизите "Единица измерения» выбором из справочника "Единицы измерения»
указывается единица измерения МБП согласно Общероссийскому классификатору
единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (утвержден постановлением Госстандарта РФ от
26 декабря 1994 г. №366).В реквизите "Цена» указывается сумма фактических затрат по приобретению без
НДС в расчете на один предмет. При использовании документов типовой конфигурации
значение этого реквизита заполняется автоматически.
Значение реквизитов "Единица измерения" и "Цена" данного справочника
используются для автоматизации оформления первичных документов по движению
МБП, а также для ведения количественного учета на счете 12 "Малоценные и
быстроизнашивающиеся предметы в эксплуатации".
"Места хранения"
Справочник предназначен для ведения списка мест хранения материально-производственных запасов (МПЗ) и используется как при выписке первичных
документов, так и для ведения аналитического учета на счетах 07 "Оборудование",
10
"Материалы", 21 "Полуфабрикаты собственного производства", 40 "Готовая
продукция",
41 "Товары", 42 "Торговая наценка", 006 "Бланки строгой отчетности".Справочник организован в виде списка мест хранения. Каждый элемент
характеризуется кодом и наименованием места хранения (склада).Каждому новому месту хранения программа автоматически присваивает внутренний
учетный код.
В реквизите "Наименование" указывается наименование места хранения: склада,
открытой территории, торговой точки и кладовой и т. д.
"Назначение использования МБП"
Данный справочник предназначен для ведения списка подразделений
предприятия. Справочник используется как для выписки первичных
документов, так и для ведения аналитического учета по тем счетам,
по которым установлено ведение аналитического учета по подразделениям.
"Налоги и отчисления"
В справочнике «Налоги и отчисления" содержится список отчислений и налогов,
базой для расчета которых являются выплаты в пользу работника, а также
дополнительная информация о каждом виде отчислений и налогов: регистрационный
номер плательщика, срок уплаты, ставка, банковские реквизиты, балансовый счет по
учету расчетов и т.д.Справочник используется в документах типовой конфигурации для расчета сумм
страховых взносов и налогов от заработной платы и их отражения на счетах
бухгалтерского учета.
Каждый элемент справочника описывается набором значений реквизитов. В
поставляемом варианте типовой конфигурации в справочнике уже приведен список
отдельных видов отчислений и налогов, у которых заполнены только реквизиты "Код"
и
"Наименование". Указанный буквенный код элемента изменять не рекомендуется,
поскольку он используется в документах типовой конфигурации при поиске нужной
строки. Остальные реквизиты элемента справочника заполняются каждой организацией
самостоятельно.
Помимо кода и наименования, для каждого вида взносов и налогов в справочнике
могут быть указаны:
- регистрационный номер;
- срок уплаты;
- ставка налога или тариф страховых взносов;
- балансовый счет, на котором учитываются расчеты по данному налогу или
отчислению;
- объекты аналитического учета на счете;
- платежные реквизиты для перечисления налогов и отчислений.
Ставка налога (тариф страховых взносов) хранится в периодическом реквизите
"Ставка". При изменении ставки новое значение и дата, начиная с которой
устанавливается новая ставка, запоминаются в справочнике.
"Нематериальные Активы (НМА)"
Предназначен для хранения списка
нематериальных активов (НМА) организации, принимаемых к бухгалтерскому учету, и
используется как для выписки первичных документов, так и для ведения
аналитического
учета на счетах 04 "Нематериальные активы", 05 "Амортизация нематериальных
активов" и 08.6 "Приобретение нематериальных активов".В типовой конфигурации справочник "Нематериальные активы" имеет
двухуровневую структуру, т. е., однотипные НМА можно объединить в группы с общим
названием, например, лицензии, экономические программы и т.д.Справочник позволяет получить отчеты по группе нематериальных активов или по
конкретному нематериальному активу. Для этого необходимо в форме справочника
выбрать актив или группу активов и нажать соответствующую кнопку.
Отчеты формируются за установленный в параметрах период бухгалтерских итогов.
Период, за который необходимо получить информацию об активах, можно установить
также с помощью кнопки "Настройка" в верхней части сформированного отчета.
Если курсор установлен на элементе справочника, не являющегося группой, то для
текущего (выбранного в списке) нематериального актива в нижней части формы будет
указана сумма капитальных вложений в объект, его балансовая стоимость, сумма
начисленной амортизации и остаточная стоимость объекта. Дата актуальности данных
показывается в нижней части формы списка справочника.
Информация о каждом объекте нематериальных активов размещается в форме
элемента справочника на двух закладках: "Общие" и "Амортизация"Закладка "Общие"На закладке "Общие" указываются основные сведения о нематериальном активе. К
ним относятся: регистрационный номер, наименование и группа.
Каждому новому объекту нематериальных активов автоматически присваивает
внутренний регистрационный номер. Если на учет в 1С:Бухгалтерии переходит
организация, которая уже имеет на балансе нематериальные активы, которым
присвоены
учетные номера, в этом реквизите следует указывать ранее присвоенные номера. При
этом программа отслеживает уникальность вводимого регистрационного номера.
В реквизите "Наименование" указывается наименование нематериального актива,
например, программа "1С:Бухгалтерия 7.7", Лицензия №12/56-ВГ" и т.д.В реквизите "Группа" указывается категория, к которой относится данный
нематериальный актив. Значение реквизита используется для автоматического
заполнения типовых форм бухгалтерской отчетности (формы №1, формы №5). Перечень
категорий описан в конфигураторе в перечислении "Группа НМА" и включает
следующие категории:
- права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности;
- права на пользование обособленными природными объектами;
- организационные расходы;
- деловая репутация;
- прочие.
Нематериальные активы классифицируют на производственные и
непроизводственные нематериальные активы. Первые используются по основной
деятельности организации согласно учредительным документам. Для них
устанавливается флажок в реквизите "Производственное" формы элемента
справочника.
Вторые — для непроизводственных нужд, в социальной сфере. Для них флажок
"Производственное" следует снять. К непроизводственным нематериальным активам,
например, относятся компьютерные развивающие игры, приобретенные организацией
для
детского сада, находящегося на балансе организации.
Следует обратить внимание на периодический реквизит "Начислять амортизацию".
Как правило, этот реквизит установлен. Но отдельные виды нематериальных активов
не
амортизируют. К ним относятся, например, торговые марки, организационные расходы
и
т.д. Для таких нематериальных активов следует отменить начисление амортизации
(снять
флажок в реквизите "Начислять амортизацию").Закладка "Амортизация"Эта закладка заполняется для нематериальных активов, стоимость которых
погашается через амортизационные начисления.
В реквизите "Счет амортизационных начислений" указывается счет, на который
начисляются амортизационные отчисления по данному нематериальному активу. Если
по
выбранному счету ведется аналитический учет по видам субконто, то дополнительно
запрашивается аналитическая информация по этому счету.
При принятии нематериального актива к учету важным является выбор способа
амортизации.
Стоимость приобретенных объектов нематериальных активов погашается посредством
начисления амортизации одним из следующих способов (варианты значения реквизита
"Способ начисления амортизации"):
- линейный способ;
- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
В зависимости от выбранного способа начисления амортизации, на закладке
"Амортизация" необходимо указать дополнительную информацию.
При линейном способе предлагается заполнить реквизит "Срок полезного
использования (в месяцах)". В этом реквизите указывается срок в месяцах, в
течение
которого нематериальный актив должен перенести свою стоимость (амортизировать).
Для нематериальных активов, относящихся к категории прав, в реквизите
указывается
срок, на который эти права предоставлены. Для нематериальных активов, срок
полезного
использования не оговорен в договоре на приобретение, указывается срок 10 лет
(120
месяцев), но не более срока деятельности организации.
Для нематериальных активов, амортизация по которым не начисляется (торговые
марки, организационные расходы и т.д.), указанный в реквизите срок в документах
по
начислению амортизации не учитывается. Для таких нематериальных активов следует
отменить начисление амортизации (снять флажок в реквизите "Начислять
амортизацию").При выборе способа начисления амортизации пропорционально объему продукции
(работ) предусматривается заполнение двух реквизитов. В реквизите "Общий объем
продукции (работ) в натуральном выражении" указывается общий объем продукции
(работ), который организация вправе произвести (выполнить), используя
нематериальный актив.
Фактический ежемесячный объем произведенной продукции указывается в реквизите
"Объем продукции (работ) за месяц в натуральном выражении". Этот периодический
реквизит необходимо заполнять за каждый месяц в отдельности. В отличие от
большинства периодических реквизитов, новые значения которых "вступают в силу" с
даты их изменения и именно в таком контексте используются в документах типовой
конфигурации, для реквизита "Объем продукции (работ) за месяц в натуральном
выражении" указывается значение, которое "действовало" в течение прошедшего
месяца.
Например, за январь объем продукции составил 1000 единиц. В этом случае новое
значение 1000 устанавливается с датой 31.01, но именно это значение используется
в
документе "Начисление амортизации НМА". За февраль объем продукции составил 1500
единиц. Новое значение 1500 нужно ввести с датой 28.02. При начислении
амортизации
за февраль будет использовано значение реквизита 1500, а не 1000.
"Номенклатура"
Для хранения перечня выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых
услуг и товаров для перепродажи предназначен справочник "Номенклатура". Он
используется для ведения аналитического учета на счетах 40 "Готовая продукция",
41
"Товары", 45 "Товары отгруженные" и 004 "Товары, принятые на комиссию", а также
при выписке первичных документов: счетов, накладных, счетов-фактур и т.д.Для удобства поиска информации в справочнике "Номенклатура" типовой
конфигурации предусмотрена поддержка трехуровневой иерархии, т. е. номенклатуру
можно объединять в произвольные группы и подгруппы. Например, в группе товаров
"Одежда" могут быть такие подгруппы товаров: "Мужская одежда", "Женская одежда",
"Детская одежда". А уже в подгруппах указываются конкретные номенклатурные
единицы.
Каждая номенклатурная единица описывается набором реквизитов, заполняемых в
форме элемента справочника.
Реквизит "Тип" определяет тип номенклатурной единицы. Значением этого реквизита
может быть одно из значений, задаваемых в перечислении "Типы номенклатуры":
- товар;
- продукция;
- работа;
- услуга.
Включение в справочник "Номенклатура" выполняемых организацией работ и
оказываемых услуг позволяет оформлять первичные документы при реализации работ и
услуг (счета, счета-фактуры, акты и т. д.).Для товаров в форме элемента предусмотрены поля для ввода значений следующих
реквизитов: наименование, тип товара, вид деятельности, единица измерения,
учетная
цена, отпускная цена, валюта отпускной цены, ставка НДС, ставка НГСМ, ставка НП,
оптовая цена с налогами и полное наименование.
В реквизите "Наименование" указывается наименование товара, как правило,
согласно документам поставщика. Вместе с тем, вы можете составить свой
номенклатурный справочник товаров, используя принятые в организации наименования
продаваемых товаров.
В реквизите "Тип" указывается тип товара. В конфигурации все товары разделяют на
следующие типы:
- собственный;
- на комиссии;
- тара;
- покупные изделия.
Тип товара "Собственный" устанавливается для тех товаров, которые учитываются на
балансе организации (на счете 41 "Товары"). Право собственности на эти товары,
как
правило, переходит к организации при получении товаров от поставщиков.
Если организация реализует товары третьих лиц по договору комиссии или
поручения, то право собственности на эти товары к организации-комиссионеру не
переходит. Такие товары учитываются на забалансовом счет 004 "Товары, принятые
на
комиссию". В справочнике "Номенклатура" для таких товаров устанавливается тип
"На
комиссии". Для товаров с одинаковым наименованием, но разным типом
("Собственные"
и "На комиссии") в справочник следует вводить разные элементы, при этом, чтобы
отличать такие товары, в наименование следует вводить отличительные признаки.
Это
позволит избежать путаницы при их продаже.
Особый тип товаров представляет тара, которая поступает вместе с товаром. Если в
документах поставщика тара выделена отдельной строкой, то в бухгалтерском учете
она
также учитывается обособленно на субсчете 41.3 "Тара".Тип товара "Покупные изделия" устанавливается в том случае, если
производственное предприятие для комплектации своей продукции приобретает
готовые
покупные изделия. Например, завод по производству автомобилей включает в
комплект
набор ключей, аптечку, магнитолу и т. д. В бухгалтерском учете такие покупные
изделия
учитываются промышленными предприятиями обособленно на субсчете 41.4 "Покупные
изделия".В реквизите "Вид" выбором из справочника "Виды деятельности" указывается вид
деятельности, в рамках которого производится реализация данного товара. Значение
реквизита следует устанавливать в обязательном порядке, поскольку оно
используется
при проведении документов типовой конфигурации по реализации товаров и служит
для
автоматического выбора объекта аналитического учета на счете 46 "Реализация
продукции (работ, услуг)". Вместе с тем, если это не вызвано внутренними
потребностями, организациям торговли не следует описывать как отдельный вид
деятельности реализацию товаров каждого вида.
В реквизите "Учетная (покупная) цена" указывается покупная цена товара,
сформированная по правилам бухгалтерского учета. Для организаций оптовой
торговли
она соответствует сумме фактических затрат по приобретению без налога на
добавленную
стоимость, для организаций розничной торговли — сумме фактических расходов по
приобретению с учетом всех налогов.
При использовании документа типовой конфигурации "Поступление товаров"
значение реквизита заполняется (обновляется) автоматически. Значение реквизита
носит
справочный характер и в общем случае может не заполняться, поскольку не
используется
при формировании проводок.
Значения реквизитов "Отпускная цена", "Валюта отпускной цены", "Ставка НДС",
"Ставка НГСМ" и "Ставка НП" используются при оформлении продажи товаров
документами типовой конфигурации "1С:Бухгалтерии". Значение этого реквизита
можно
оставить и не заполненным. В этом случае отпускную цену можно указать
непосредственно в формах документов по реализации товаров.
Для товаров, перепродажа которых является объектом обложения налогом на
добавленную стоимость, для целей правильного формирования продажной цены в
реквизите "Ставка НДС" следует указать ставку налога.
Для товаров, перепродажа которых является объектом обложения налогом на
реализацию горюче-смазочных материалов, для правильного формирования продажной
цены в реквизите "Ставка НГСМ" следует указать ставку налога.
Для товаров, перепродажа которых является объектом обложения налогом с продаж,
для правильного формирования продажной цены в реквизите "Ставка НП" следует
указать ставку налога с продаж по этому товару независимо от того, возникнет ли
объект
налогообложения фактически или нет.
В программе заложен алгоритм расчета оптовой цены с налогами, исходя из
отпускной цены без налогов и суммы налогов, и наоборот, расчета отпускной цены
без
налогов, исходя из оптовой цены с налогами. В первом случае следует заполнить
реквизит "Отпускная цена", во втором – один из реквизитов группы "Оптовая цена с
налогами". Значения остальных составляющих продажной цены рассчитываются
автоматически.
Организации розничной торговли в реквизитах группы "Оптовая цена с налогами"
указывают розничные цены.
Реквизит "Полное наименование" — многострочное поле, в котором указывается
полное наименование товара, его артикул, краткие характеристики.
Для готовой продукции в форме элемента справочника "Номенклатура
предусмотрены поля для следующих реквизитов: наименование, вид деятельности,
единица измерения, плановая себестоимость, отпускная цена без налогов, валюта
отпускной цены, ставка НДС, Ставка НГСМ, Ставка НП, отпускная цена с налогами и
полное наименование.
Все одноименные реквизиты заполняются в том же порядке, что и для товаров.
В реквизите "Плановая себестоимость" указывается плановая себестоимость
изготавливаемой товарной продукции. Значение этого реквизита используется при
оприходовании готовой продукции на склад и при реализации готовой продукции
документами типовой конфигурации "1С:Бухгалтерии". При изменении плановой
себестоимости новое значение вводится в режиме редактирования справочника
"Номенклатура" после того, как будут сформированы все документы со старым
значением плановой себестоимости.
В программе заложен алгоритм расчета отпускной цены с налогами, исходя из
отпускной цены без налогов и суммы налогов, и наоборот, расчета отпускной цены
без
налогов, исходя из отпускной цены с налогами. Если цены реализации на продукцию
в
организации принято рассчитывать на основе отпускных, то следует заполнять
реквизит
"Отпускная цена без налогов". В противном случае следует заполнять реквизит
"Отпускная цена с налогами". Значения остальных составляющих цены рассчитываются
автоматически.
Для выполняемых работ в форме элемента справочника "Номенклатура"
предусмотрены поля для следующих реквизитов: наименование, вид деятельности,
единица измерения, стоимость работ без налогов, валюта, ставка НДС, ставка НП,
стоимость работ с налогами и полное наименование.
Для оказываемых услуг в форме элемента справочника "Номенклатура"
предусмотрены поля для следующих реквизитов: наименование, вид деятельности,
единица измерения, стоимость услуг без налогов, валюта, ставка НДС, ставка НП,
стоимость работ с налогами и полное наименование.
Все реквизиты заполняются в том же порядке, что и для продукции.
"Оборудование"
Данный справочник предназначен для ведения списка оборудования, требующего
монтажа, и используется для ведения аналитического учета на балансовом счете 07
"Оборудование к установке" и забалансовом счете 005 "Оборудование, принятое для
монтажа".Каждому новому виду оборудования программа автоматически присваивает
внутренний учетный код.
Объектами справочника являются конкретные виды оборудования, наименование
которого указывается в реквизите "Наименование".
"Объекты строительства"
Данный справочник предназначен для ведения списка объектов капитального
строительства и используется для ведения аналитического учета на субсчетах 08.1
"Приобретение земельных участков", 08.2 "Приобретение объектов
природопользования", 08.3 "Строительство объектов основных средств" и 08.5
"Затраты,
не увеличивающие стоимость основных средств.
По каждому новому объекту строительства в справочник заносится отдельная строка.
При этом программа автоматически присваивает новому элементу внутренний учетный
код, а в реквизите "Наименование" следует указать наименование объекта
строительства./
"Основные средства (ОС)"
Данный справочник предназначен для хранения списка объектов основных средств и
используется как для выписки первичных документов, так и для ведения
аналитического
учета.
Список основных средств может иметь двухуровневую структуру, т. е. в справочнике
можно объединять основные средства в произвольные группы. Например, в отдельные
группы целесообразно выделить основные средства, полученные по договору аренды,
и
основные средства, сданные в аренду.
Справочник позволяет получить отчеты по группе основных средств или по
конкретному объекту основных средств. Для этого необходимо в форме справочника
выбрать объект или группу объектов и нажать кнопку "Анализ ОС" или "Отчет по
ОС".
Отчеты формируются за установленный в параметрах период бухгалтерских итогов.
Период, за который необходимо получить информацию об активах, можно установить
также с помощью кнопки "Настройка" в верхней части сформированного отчета.
С помощью кнопки "Анализ ОС" формируется стандартный отчет 1С:Бухгалтерии
"Анализ субконто".С помощью кнопки "Отчет по ОС" формируется специализированный отчет по основным
средствам, включающий дополнительную информацию.
Если курсор установлен на элементе справочника, не являющегося группой, то для
текущего (выбранного в списке) объекта основных средств в нижней части формы
будет
указана сумма капитальных вложений в объект, его балансовая стоимость, сумма
начисленной амортизации и остаточная стоимость объекта. Дата актуальности данных
показывается в нижней части формы списка справочника.
Информация о каждом объекте основных средств размещается в форме элемента
справочника на двух закладках: "Общие" и "Амортизация".Закладка "Общие"На закладке "Общие" указываются основные сведения об объекте основных средств.
К ним относятся: инвентарный номер, наименование, группа, подразделение, дата
ввода в
эксплуатацию.
Каждому новому объекту основных средств автоматически присваивает инвентарный
номер. Если на учет в 1С:Бухгалтерии переходит организация, которая уже имеет на
балансе основные средства, которым присвоены инвентарные номера, в этом
реквизите
следует указывать ранее присвоенные номера. При этом программа отслеживает
уникальность вводимого инвентарного номера. Следует иметь в виду, что при вводе
в
справочник сведений по арендованным основным средствам, учет которых ведется на
забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства", последним также
присваивается внутренний учетный инвентарный номер.
В поле "Группа" следует выбрать категорию, к которой относится данное основное
средство. В программе основные средства классифицированы по следующим группам:
- здания (кроме жилых);
- сооружения;
- передаточные устройства;
- машины и оборудование;
- транспортные средства;
- инструмент;
- рабочий скот;
- продуктивный скот;
- многолетние насаждения;
- другие виды основных средств;
- жилищный фонд;
- земельные участки.
В целях оперативного учета для основного средства указывается подразделение, в
котором основное средство эксплуатируется. Этот реквизит заполняется выбором из
справочника "Подразделения", в котором перечислены все структурные подразделения
организации.
В реквизите "Дата ввода в эксплуатацию" указывается дата зачисления основного
средства на баланс организации. Она должна совпадать с датой акта (накладной)
приемки-передачи основных средств. Для арендованных основных средств этот
реквизит
не заполняется.
В зависимости от назначения в деятельности организации, основные средства
подразделяются на основные средства производственного и непроизводственного
назначения (периодический реквизит "Производственное"). Если основные средства
используются для извлечения прибыли (дохода), то их считают производственными
основными средствами, а если используются в социальных целях, то их относят к
непроизводственным основным средствам. Следует отметить, что в процессе
эксплуатации отдельные основные средства могут переходить из производственных
основных средств в непроизводственные и наоборот.
Следует обратить внимание на периодический реквизит "Начислять амортизацию".
Как правило, этот реквизит установлен. Но возможны периоды эксплуатации
основного
средства, когда начисление амортизации нужно приостановить, например, на период
восстановления объекта продолжительностью свыше 12 месяцев. На такие периоды
времени реквизит нужно отключать.
Закладка "Амортизация"Эта закладка заполняется для основных средств, стоимость которых погашается
через
амортизационные начисления.
В реквизите "Счет" указывается счет, на который начисляются амортизационные
отчисления по данному основному средству. Если по выбранному счету ведется
аналитический учет по видам субконто, то дополнительно запрашивается
аналитическая
информация по этому счету .При вводе основного средства в эксплуатацию важным является выбор способа
амортизации основного средства.
Стоимость приобретенных объектов основных средств погашается посредством
начисления амортизации одним из следующих способов (варианты значения реквизита
"Способ начисления амортизации"):
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Следует помнить, что применение одного из способов по группе однородных объектов
основных средств производится в течение всего его срока полезного использования .При выборе способа начисления амортизации необходимо исходить из того, приняты
ли объекты к бухгалтерскому учету до 31 декабря 1997г. включительно или начиная
с 1
января 1998г. В первом случае (до вступления в силу ПБУ 6/97) организациям
разрешалось использовать только линейный способ и начислять амортизацию исходя
из
Единых норм амортизационных начислений на полное восстановление основных фондов
народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от
22.10.90г. №1072.При начислении амортизационных отчислений по объектам основных средств,
принятых к бухгалтерскому учету после 1 января 1998г., следует иметь в виду, что
при
определении срока, в течение которого должна начисляться амортизация, необходимо
исходить из срока полезного использования, который по отдельным группам основных
средств устанавливается в централизованном порядке. До утверждения в
установленном
порядке сроков полезного использования, на практике следует исходить из
действующего
постановления от 22.10.90г. №1072. При этом срок полезного использования
определяется как частное от деления на 100 установленной постановлением нормы
амортизационных отчислений по данной группе основных средств.
В тех случаях, когда вводится в эксплуатацию основное средство, для которого
постановлением от 22.10.90г. №1072 не установлена норма амортизационных
отчислений
или отсутствуют технические условия на эксплуатацию, организация самостоятельно
с
учетом положений, приведенных в ПБУ 6/97, устанавливает срок полезного
использования.
В зависимости от выбранного способа начисления амортизации на закладке
"Амортизация" необходимо указать дополнительную информацию.
При линейном способе предлагается заполнить реквизиты "Шифр по ЕНАОФ" и
"Коэффициент амортизации (годовая норма) %". Шифр выбирается из справочника
"Нормы по ЕНАОФ" ("Единые нормы амортизационных отчислений"). Годовая норма
амортизационных отчислений для выбранного в справочнике вида основных средств
переносится в реквизит "Коэффициент амортизации (годовая норма) %". Вместе с
тем,
значение нормы можно скорректировать, если действующим законодательством
предусмотрено применение повышенной или пониженной нормы, по сравнению с той,
которая приведена в Единых нормах амортизационных отчислений. Например, малые
предприятия имеют право применять ускоренные нормы амортизации по активной части
производственных основных фондов.
При выборе способов уменьшаемого остатка и по сумме чисел лет срока полезного
использования предлагается заполнить реквизит "Срок полезного использования (в
месяцах)".При выборе способа начисления амортизации пропорционально объему продукции
(работ) предусматривается заполнение двух реквизитов.
В реквизите "Общий объем продукции (работ) в натуральном выражении"
указывается общий объем продукции (работ), который может быть произведен или
выполнен при использовании данного объекта основных средств.
Фактический ежемесячный объем произведенной продукции указывается в реквизите
"Объем продукции (работ) за месяц в натуральном выражении". Этот периодический
реквизит необходимо заполнять за каждый месяц в отдельности. В отличие от
большинства периодических реквизитов, новые значения которых "вступают в силу" с
даты их изменения и именно в таком контексте используются в документах типовой
конфигурации, для реквизита "Объем продукции (работ) за месяц в натуральном
выражении" указывается значение, которое "действовало" в течение прошедшего
месяца.
Например, за январь объем продукции составил 1000 единиц. В этом случае новое
значение 1000 устанавливается с датой 31.01, но именно это значение используется
в
документе "Начисление амортизации ОС". За февраль объем продукции составил 1500
единиц. Новое значение 1500 нужно ввести с датой 28.02. При начислении
амортизации
за февраль будет использовано значение реквизита 1500, а не 1000.Реквизиты "Производственное", "Начислять амортизацию", "Подразделение", "Счет
амортизационных отчислений", "Объем продукции (работ) за месяц" и "Коэффициент
амортизации" являются периодическими. Для изменения значений ряда периодических
реквизитов предназначен документ "Перемещение ОС". Вместе с тем, значение
периодического реквизита можно изменить и в форме списка справочника "Основные
средства". Для этого нужно открыть историю соответствующего реквизита и ввести
новое значение и дату изменения.
"Отложенные налоги"
Данный справочник предназначен для ведения списка видов налогов, начисление и
уплата зависит от учетной политики организации, и используется для ведения
аналитического учета на счете 76.4 "Расчеты по налогам, отложенным к оплате в
бюджет".Каждому виду налога в справочнике присваивается условный буквенный код и
наименование. Для общих налогов коды и наименование записываются программой
автоматически при инициализации работы.
При необходимости в этот справочник можно добавить и другие налоги, для которых
начисление по бухгалтерскому учету еще не означает обязанность уплаты в бюджет.
"Подразделения"
В типовой конфигурации выполняет две функции:
информация справочника используется для бухгалтерского учета и для оперативного
учета.
Функция бухгалтерского учета связана с необходимостью ведения аналитического
учета на счетах 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные
расходы" в разрезе подразделений. Для этого в справочник вносятся наименования
подразделений, например, "дирекция", бухгалтерия", отдел кадров",
"общехозяйственный отдел" и т.д.Функция оперативного учета связана с необходимостью учета затрат на местах
производства работ (цех №1, цех №2) и по местам концентрации хозяйственных
функций (дирекция, бухгалтерия). Данные оперативного учета используются для
текущего руководства и управления организацией (учета выработки, явки на работу,
выпуска и реализации продукции, учета материальных запасов и т.д.).Для целей оперативного учета основных средств, нематериальных активов,
сотрудников в справочник вносятся подразделения с наименованиями, например, "Цех
№1, "Цех №2" и т.д./
"Подразделения"
Может быть одноуровневым или двухуровневым. При
одноуровневой структуре справочник содержит простой перечень подразделений,
например, "Дирекция", "Отдел оптовых продаж". Двухуровневая структура
предусматривает включение подразделений в группы подразделений. Например, группа
подразделений "Производство" может включать подразделения "Цех №1" и "Цех №2".норма элемента справочника содержит следующие реквизиты: код, наименование, счет
затрат и вид деятельности.
Каждому новому элементу справочника программа автоматически присваивается
внутренний учетный код.
В реквизите "Наименование" указывается наименование структурного подразделения.
В реквизите "Счет затрат" указывается счет, на котором учитываются затраты
данного подразделения. Этот реквизит используется в ряде документов типовой
конфигурации, например, по начислению и выплате заработной платы.
В реквизите "Вид деятельности" выбором из справочника указывается тот вид
деятельности, в рамках которого осуществляет свои функции данное подразделение.
"Расходы будущих периодов"
Данный справочник предназначен для ведения списка расходов, относящихся к
будущим отчетным периодам, и используется для ведения аналитического учета по
счету
31 "Расходы будущих периодов".Для каждого вида расхода в справочнике указывается наименование и период (начало
и окончание), в течение которого расход, произведенный организацией в счет
будущих
периодов, будет включаться в себестоимость продукции, работ и услуг или в
издержки
обращения и производства.
В реквизите "Наименование" по мере возникновения указывается наименование вида
расхода. К расходам будущих периодов относятся:
? арендная плата за аренду отдельных объектов основных средств, внесенная в счет
будущих периодов;
? расходы по подписке на периодические издания для служебного пользования;
? расходы, связанные с рекламой товаров;
? расходы по неравномерно производимому ремонту основных средств (если
организация не создает резерв для ремонта основных средств);
? расходы по приобретению лицензий сроком до 1 года и т.д.
В реквизитах "Начало" и "Окончания" вручную или с помощью встроенного календаря
указывается дата начала и дата окончания списания расходов со счета 31 "Расходы
будущих
периодов" в дебет счетов по учету затрат на производство и издержек обращения.
Например,
при уплате организацией-арендатором в 1 квартале 1999г. авансом арендной платы
за 2 квартал
1999г. в этих реквизитах следует указать соответственно "01.04.99" и "30.06.99".
"Расчетные счета"
Для хранения банковских реквизитов контрагентов используется справочник
"Расчетные счета",
подчиненный справочнику "Контрагенты". Для редактирования справочника следует
сначала открыть
справочник "Контрагенты" и выбрать в нем контрагента, счета которого требуется
редактировать,
а затем открыть справочник "Расчетные счета".
"Резервы"
Данный справочник предназначен для ведения списка образуемых организацией
резервов предстоящих расходов и платежей и используется для ведения
аналитического
учета на счете 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей".Для каждого образуемого резерва в справочник заносится наименование и вид
резерва.
Каждому новому резерву программа автоматически присваивает внутренний учетный
код.
В реквизите "Наименование" указывается конкретная статья резерва, например,
резерв на оплату отпуска рабочих цеха №1, резерв на капитальный ремонт
автотранспорта в 1999 году и т.д.Ввиду того, что резерв предстоящих расходов и платежей формируется за счет
себестоимости продукции (работ, услуг) и издержек обращения, то законодательство
ограничивает перечень видов резервов, которые может образовывать организация. В
этой
связи в реквизите "Вид резерва" выбором из предложенного перечня указывается, к
какому предусмотренному законодательством виду резерва относится образуемый
резерв.
Можно образовать следующие резервы предстоящих расходов и платежей:
- на оплату предстоящих отпусков работников;
- на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
- по ремонту основных средств;
- на затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером
производства;
- на предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных
природоохранных мероприятий;
- на предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в
аренду по договору проката;
- на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
- на покрытие иных затрат по согласованию с Минфином РФ.
"Сотрудники"
Предназначен для хранения информации о сотрудниках
организации. Он используется как при выписке первичных документов, так и для
ведения аналитического учета на счетах 70 "Расчеты с персоналом по оплате
труда", 71
"Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям",
83
Доходы будущих периодов" (субсчета 83.2, 83.3 и 83.5).В типовой конфигурации для справочника "Сотрудники" предусмотрена
трехуровневая структура, т.е. сотрудников в справочнике можно объединять в
произвольные группы и подгруппы.
В нижней части формы справочника расположены кнопки, позволяющие получить
информацию по выбранному сотруднику или по всем сотрудникам фирмы, а также
оформить документы по учету кадров.
Кнопка "По всем" позволяет получить отчет по всем сотрудникам, в котором
указывается табельный номер сотрудника, ФИО, подразделение, оклад, количество
иждивенцев и т.д. Обращаем внимание на то, что поскольку большинство реквизитов
являются периодическими, отчет формируется по состоянию на текущую (рабочую
дату).
Дата актуальности указывается в заголовке формы. Для изменения даты актуальности
следует перед составлением отчета на конкретную дату, эту дату следует
установить в
качестве рабочей.
Если в справочнике выбрана не группа сотрудников, а конкретный сотрудник, то
доступна кнопка "По сотруднику". Она позволяет сформировать информационный отчет
только по выбранному в справочнике сотруднику. В отличие от отчета, формируемого
по
всем сотрудникам, в этом отчете отражается история изменения исходных данных для
начисления зарплаты от первой записи в справочнике до рабочей даты.
При нажатии кнопки "Новый приказ" открывается меню документов по учету кадров:
- приказ о приеме на работу;
- приказ о кадровых изменениях;
- приказ об изменении окладов;
- приказ об увольнении.
Документ "Приказ о приеме на работу" позволяет ввести в справочник нового
сотрудника.
Документ "Приказ об изменении окладов" предназначен для изменения окладов
сотрудников списком.
Остальные документы ("Приказ о кадровых изменениях" и "Приказ об увольнении")
следует открывать, предварительно выбрав в списке конкретного сотрудника. Тогда
в
открывшейся форме документа будет стоять фамилия указанного сотрудника.
Подробное описание этих документов вы найдете в главе "Документы".Форма ввода элемента справочника "Сотрудники" в данной конфигурации
реализована с четырьмя закладками.
Закладка "Общие"На закладке "Общие" отображаются основные данные о сотруднике: табельный номер
(он же код), ФИО, должность, подразделение и даты приема на работу и увольнения.
В реквизите "Подразделение" выбирается значение из справочника "Подразделения".Если работа в данной организации является для физического лица основным местом
работы, то следует выбрать переключатель "Основной".Закладка "Начисление з/пл "В закладке "Начисление з/пл" вводятся данные для начисления сотруднику
заработной платы и удержания подоходного налога: месячный оклад, количество
иждивенцев и тип вычета.
При исчислении подоходного налога из совокупного дохода физического лица в
соответствии с действующим законодательством могут производиться вычеты. В
реквизите "Тип вычета" выбором из перечня следует указать тот вычет, который
предоставляется конкретному физическому лицу. Возможные варианты вычета задаются
в конфигураторе в перечислении "Типы вычетов с элементами:
- однократный ММОТ;
- трехкратный ММОТ;
- пятикратный ММОТ;
- доход, облагаемый по минимальной ставке;
- вычеты не предоставлены.
При наличии у работника одновременно оснований на вычеты в разных размерах
указывается тот тип, который предусматривает вычет в большем размере.
Закладка "Дополнительно"На закладке "Дополнительно" вводятся дополнительные данные, необходимые для
начисления зарплаты сотруднику.
Если работнику помимо оклада в течение года производится начисление
дополнительных доходов, облагаемых подоходным налогом, то сумма этих доходов с
начала года указывается в реквизите "Дополнительный облагаемый доход с начала
года".
В течение года значение этого реквизита уточняется перед начислением заработной
платы документами типовой конфигурации. В начале следующего календарного года
значение реквизита следует обнулить.
Закладка "Данные с предыдущего места работы"Если работник принимается на работу в данную организацию не с начала года, то на
закладке "Данные с пред. места раб." указываются данные с предыдущего места
работы
согласно представленной справке: валовой доход с начала года, облагаемый доход с
начала
года и подоходный налог, удержанный с начала года.
Закладка "Паспорт"В закладке "Паспортные данные" вводятся паспортные данные сотрудника: серия и
номер паспорта, кем выдан и дата выдачи.
Паспортные данные сотрудника используются при выписке первичных документов,
например, расходных кассовых ордеров.
"Статьи затрат"
Данный справочник предназначен для учета затрат на производство продукции,
выполнения работ, оказания услуг в разрезе отдельных статей затрат и
используется для
аналитического учета на счетах 20 "Основное производство", 25
"Общепроизводственные
расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 29 "Обслуживающие производства", 28
"Брак в производстве" и 43 "Коммерческие расходы".
Перечень (список) статей затрат в справочнике формируется организацией
самостоятельно с любой степенью детализации.
Каждый элемент данного справочника описывается значениями реквизитов:
наименование и элемент затрат.
В реквизите "Наименование" указывается конкретная статья аналитического учета,
например, "заработная плата рабочих", "отчисления в пенсионный фонд", "налог на
пользователей автомобильных дорог" и т. д.Все затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг),
классифицируются по элементам, перечень которых закреплен в "Положении о составе
затрат…". В этой связи в реквизите "Элемент затрат" выбором из предложенного
перечня
следует указать, к какому элементу затрат относится данная статья. Перечень
описан в
Конфигураторе в перечислении "Элементы затрат" и включает следующие элементы:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация основных средств;
- прочие затраты;
- затраты, не принимаемые для целей налогообложения.
Для приведенного примера заработная плата рабочих относится к элементу "Затраты
на оплату труда", отчисления в пенсионный фонд — к элементу "Отчисления на
социальные нужды", налог на пользователей автомобильных дорог – к элементу
"Прочие
затраты".
"Строительные затраты"
Данный справочник предназначен для ведения списка видов строительных затрат для
организаций, осуществляющих капитальные вложения в форме строительства, и
используется для ведения аналитического учета на субсчете 08.3 "Строительство
объектов основных средств".Для каждого элемента в справочнике указывается код и статья затрат (вид работ).При вводе в справочник новой статьи затрат программа автоматически присваивает
ей
внутренний учетный код.
В реквизите "Статья затрат (вид работ)" указывается конкретная статья сметы.
Например, проектно-изыскательские работы, подготовка строительной площадки,
возведение каркаса, подводка канализации и т. д.
"Ценные бумаги"
Данный справочник предназначен для ведения списка ценных бумаг, принадлежащих
организации на праве собственности, и используется для ведения аналитического
учета
на субсчетах 08.10 "Вложения ценные бумаги" и 82.1 "Резервы под обесценение
вложений в ценные бумаги".Элементами справочника являются конкретные виды ценных бумаг, например,
"вексель ВГ №345617", "акции АООТ "ГУМ" и т. д.
©2002-03Голубь
Update:07.12.03