Аудитор
└Себестоимость |
Отнесение на себестоимость расходов на аудиторские услуги. |
2 страницы (А4, 12pt).
В связи с выходом Декрета Президента РБ от 28.07.99 г. № 30 «О некоторых мерах
по совершенствованию государственного регулирования аудиторской деятельности и
контролю за ее осуществлением в Республике Беларусь» у главных бухгалтеров и
руководителей предприятий могут возникнуть вопросы по отнесению на себестоимость
расходов по оплате услуг аудиторских фирм и аудиторов-предпринимателей.
Отнесение на себестоимость аудиторских услуг оговорено в п. 2.4 Декрета:
«Затраты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (заказчиков) на
проведение обязательных аудиторских проверок (выделено мной – И. П.),
предусмотренных законодательством, относятся на себестоимость продукции, работ,
услуг (включаются в состав расходов) в пределах норм, утвержденных Советом
Министров Республики Беларусь. Иные расходы указанных лиц на проведение
аудиторских проверок (выделено мной – И. П.), не относятся на себестоимость
продукции, работ, услуг (не включаются в состав расходов)». Совету Министров РБ
до 1 января 2000 г. поручено утвердить предельные нормы расходов на проведение
обязательных аудиторских проверок, относимых на себестоимость продукции, работ,
услуг (включаемых в состав расходов). Данная норма вступила в действие с 31 июля
1999 г. – даты опубликования Декрета в газете «Советская Белоруссия».
На практике могут возникнуть ситуации, когда аудиторская организация (аудитор)
оказывает одному предприятию различные виды услуг. Например, акционерное
общество негосударственной формы собственности в январе 1999 г. заключило с
аудиторской фирмой (аудитором-предпринимателем) договор на проведение аудита
достоверности годового бухгалтерского баланса за 1998 г. (выполнен в марте 1999
г.). Одновременно – на оказание в течение 1999 г. (с ежемесячной оплатой)
аудиторских консультаций по вопросам налогообложения, ведения бухгалтерского
учета, составления отчетности. Или же, например, иностранное предприятие
(резидент Республики Беларусь) с апреля 1999 г. провело аудиторскую проверку
достоверности годового бухгалтерского баланса за 1998 г., в июне по инициативе
учредителя – дополнительную аудиторскую проверку по этому же вопросу, в августе
– аудиторскую проверку для подтверждения фактического формирования уставного
фонда по состоянию на 1 августа 1999 г. Еще пример, когда торговая фирма –
общество с ограниченной ответственностью в феврале 1999 г. провела аудиторскую
проверку достоверности годового бухгалтерского баланса за 1998 г., в первом
полугодии 1999 г. бухгалтерский учет не вела и в августе 1999 г. заключила
договор с аудиторской фирмой на восстановление бухгалтерского учета за первое
полугодие 1999 г.
В вышеприведенных ситуациях затруднения при отнесении расходов на аудиторские
услуги. Для того чтобы выбрать обоснованное решение, необходимо, во-первых,
четко понимать, что такое аудиторские услуги, и, во-вторых, как отнесение на
себестоимость расходов на аудиторские услуги обозначено в нормативных
документах.
Понятие аудиторской деятельности (аудита) и видов аудиторских услуг дано в
статьях 1, 2 Закона РБ от 08.11.94 г. № 3373-ХII «Об аудиторской деятельности».
Это, во-первых, независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями
бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов
хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия совершенных
финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь,
которая направлена на защиту интересов собственников, и, во-вторых, оказания
помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с
бюджетом и в подъеме эффективности их деятельности. Итак, иначе говоря,
аудиторская деятельность – это:
1) аудиторская проверка по какому-либо вопросу с составлением аудиторского
заключения (по состоянию и содержанию годовой бухгалтерской (финансовой)
отчетности, по достоверности и полноте годового баланса, по своевременности и
полноте формирования уставного капитала, по целевому использованию кредитных
ресурсов и инвестиций и др.);
2) оказание помощи субъектам хозяйствования (по постановке и восстановлению
бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах и финансовой отчетности,
анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов
предприятия, информационному обслуживанию заказчиков, консультированию по
вопросам налогового и хозяйственного законодательства Республики Беларусь).
Вопросы отнесения на себестоимость затрат на проведение аудита оговорены в
следующих нормативных документах:
– Законе РБ «Об аудиторской деятельности», ст. 1: «Затраты на проведение аудита
относятся на себестоимость продукции, товаров, работ, услуг и приравниваются к
материальным затратам». Данная норма названного Закона на сегодняшний день не
отменена;
– Основных положениях по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции
(работ, услуг), утвержденных Минэкономики РБ 26.01.98 г., № 01-21/8; Минфином РБ
30.01.98 г., № 3; Минтрудом РБ 30.01.98 г., № 03-02-07/300, п. 2.2.10.6: «оплата
консультационных и информационных услуг в пределах норм, установленных
законодательством; оплата аудиторских услуг. В случае проведения дополнительной
ревизии или аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности
организации по инициативе одного из учредителей (участников) этой организации,
затраты по ее проведению не включаются в себестоимость продукции (работ,
услуг)»;
– Методических указаниях о порядке исчисления налога на добавленную стоимость,
утвержденных приказом ГНК РБ от 31.03.98 г. № 31 (с учетом дополнений,
утвержденных приказом ГНК РБ от 26.04.99 г. № 87), п13з: «оплата
консультационных, информационных и аудиторских услуг в пределах норм отнесения
на себестоимость товаров (работ, услуг). В случае проведения дополнительной
ревизии или аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности по
инициативе одного из учредителей (участников) этой организации, затраты по ее
проведению не включаются в себестоимости (работ, услуг)». Как видно, норма
данных Методических указаний (нормирование при отнесении на себестоимость) не
соответствует Основным положениям по составу затрат, включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг), в которых нет упоминания о нормах расхода на аудит.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:
Декрет Президента от 28.07.99 г. № 30 ввел ограничение отнесения на
себестоимость расходов по оплате не любых аудиторских услуг, а только их части,
а именно аудиторских проверок. До принятия Советом Министров РБ предельных норм
расходов на проведение обязательных аудиторских проверок, относимых на
себестоимость продукции, работ, услуг (включаемых в сосав расходов), на
себестоимость можно относить суммы за проведение аудиторских проверок без
ограничений, за исключением случаев, когда, во-первых, аудиторская проверка не
обязательна по законодательству для субъекта хозяйствования и, во-вторых, не
является дополнительной, инициированной одни из учредителей.
Как же определить, является аудиторская проверка обязательной или нет? Главным
критерием является то, от кого исходит инициатива проведения аудиторской
проверки – от субъекта хозяйствования или необходимость такой проверки вытекает
из требований нормативных документов. В настоящее время обязательность аудита
определяется, например, такими нормативными документами, как постановление
Кабинета Министров РБ от 17.06.96 г. № 398 «О юридических лицах
негосударственной формы собственности, подлежащих обязательной аудиторской
проверке», Закон РБ от 14.11.91 г. № 1242-ХII «Об иностранных инвестициях на
территории Республики Беларусь» (ст. 9 – подтверждение факта формирования
уставного фонда), Закон РБ от 03.06.93 г. 2343-ХII «О страховании» (ст. 38),
Положение о порядке осуществления розничной торговли и оказания услуг гражданам
за иностранную валюту на территории Республики Беларусь, утвержденное правление
Нацбанка РБ от 23.12.97 г., протокол № 28.5 (п.2.1.4), Положение о порядке
выдачи страховым организациям разрешение на проведение операций по страхованию
субъектов хозяйствования в иностранной валюте, утвержденное правлением Нацбанка
РБ 05.06.95 г., протокол № 13.
Что же касается других видов аудиторских услуг – оказание помощи субъектам
хозяйствования по постановке и восстановлению бухгалтерского учета, составлению
деклараций о доходах и финансовой отчетности, анализу финансово-хозяйственной
деятельности, оценке активов и пассивов предприятия, информационному
обслуживанию заказчиков, консультированию по вопросам налогового и
хозяйственного законодательства Республики Беларусь, т.е. таких аудиторских
услуг. Которые не являются аудиторскими проверками, то каких-либо ограничений
отнесения на себестоимость расходов на такие услуги нормативными документами не
предусмотрено.
®
Игорь Юркевич, e-mail:
igor_yurkevich@tut.by
"Главный Бухгалтер", 1999, №32
©
2002-03
Голубь
Update:06.11.03