Аудитор
Себестоимость

Отнесение на себестоимость расходов на аудиторские услуги.

Печатная форма 2 страницы (А4, 12pt).

       В связи с выходом Декрета Президента РБ от 28.07.99 г. № 30 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования аудиторской деятельности и контролю за ее осуществлением в Республике Беларусь» у главных бухгалтеров и руководителей предприятий могут возникнуть вопросы по отнесению на себестоимость расходов по оплате услуг аудиторских фирм и аудиторов-предпринимателей.
       Отнесение на себестоимость аудиторских услуг оговорено в п. 2.4 Декрета: «Затраты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (заказчиков) на проведение обязательных аудиторских проверок (выделено мной – И. П.), предусмотренных законодательством, относятся на себестоимость продукции, работ, услуг (включаются в состав расходов) в пределах норм, утвержденных Советом Министров Республики Беларусь. Иные расходы указанных лиц на проведение аудиторских проверок (выделено мной – И. П.), не относятся на себестоимость продукции, работ, услуг (не включаются в состав расходов)». Совету Министров РБ до 1 января 2000 г. поручено утвердить предельные нормы расходов на проведение обязательных аудиторских проверок, относимых на себестоимость продукции, работ, услуг (включаемых в состав расходов). Данная норма вступила в действие с 31 июля 1999 г. – даты опубликования Декрета в газете «Советская Белоруссия».
       На практике могут возникнуть ситуации, когда аудиторская организация (аудитор) оказывает одному предприятию различные виды услуг. Например, акционерное общество негосударственной формы собственности в январе 1999 г. заключило с аудиторской фирмой (аудитором-предпринимателем) договор на проведение аудита достоверности годового бухгалтерского баланса за 1998 г. (выполнен в марте 1999 г.). Одновременно – на оказание в течение 1999 г. (с ежемесячной оплатой) аудиторских консультаций по вопросам налогообложения, ведения бухгалтерского учета, составления отчетности. Или же, например, иностранное предприятие (резидент Республики Беларусь) с апреля 1999 г. провело аудиторскую проверку достоверности годового бухгалтерского баланса за 1998 г., в июне по инициативе учредителя – дополнительную аудиторскую проверку по этому же вопросу, в августе – аудиторскую проверку для подтверждения фактического формирования уставного фонда по состоянию на 1 августа 1999 г. Еще пример, когда торговая фирма – общество с ограниченной ответственностью в феврале 1999 г. провела аудиторскую проверку достоверности годового бухгалтерского баланса за 1998 г., в первом полугодии 1999 г. бухгалтерский учет не вела и в августе 1999 г. заключила договор с аудиторской фирмой на восстановление бухгалтерского учета за первое полугодие 1999 г.
       В вышеприведенных ситуациях затруднения при отнесении расходов на аудиторские услуги. Для того чтобы выбрать обоснованное решение, необходимо, во-первых, четко понимать, что такое аудиторские услуги, и, во-вторых, как отнесение на себестоимость расходов на аудиторские услуги обозначено в нормативных документах.
       Понятие аудиторской деятельности (аудита) и видов аудиторских услуг дано в статьях 1, 2 Закона РБ от 08.11.94 г. № 3373-ХII «Об аудиторской деятельности». Это, во-первых, независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, которая направлена на защиту интересов собственников, и, во-вторых, оказания помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме эффективности их деятельности. Итак, иначе говоря, аудиторская деятельность – это:
       1) аудиторская проверка по какому-либо вопросу с составлением аудиторского заключения (по состоянию и содержанию годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, по достоверности и полноте годового баланса, по своевременности и полноте формирования уставного капитала, по целевому использованию кредитных ресурсов и инвестиций и др.);
       2) оказание помощи субъектам хозяйствования (по постановке и восстановлению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах и финансовой отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов предприятия, информационному обслуживанию заказчиков, консультированию по вопросам налогового и хозяйственного законодательства Республики Беларусь).
       Вопросы отнесения на себестоимость затрат на проведение аудита оговорены в следующих нормативных документах:
       – Законе РБ «Об аудиторской деятельности», ст. 1: «Затраты на проведение аудита относятся на себестоимость продукции, товаров, работ, услуг и приравниваются к материальным затратам». Данная норма названного Закона на сегодняшний день не отменена;
       – Основных положениях по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Минэкономики РБ 26.01.98 г., № 01-21/8; Минфином РБ 30.01.98 г., № 3; Минтрудом РБ 30.01.98 г., № 03-02-07/300, п. 2.2.10.6: «оплата консультационных и информационных услуг в пределах норм, установленных законодательством; оплата аудиторских услуг. В случае проведения дополнительной ревизии или аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности организации по инициативе одного из учредителей (участников) этой организации, затраты по ее проведению не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг)»;
       – Методических указаниях о порядке исчисления налога на добавленную стоимость, утвержденных приказом ГНК РБ от 31.03.98 г. № 31 (с учетом дополнений, утвержденных приказом ГНК РБ от 26.04.99 г. № 87), п13з: «оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг в пределах норм отнесения на себестоимость товаров (работ, услуг). В случае проведения дополнительной ревизии или аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности по инициативе одного из учредителей (участников) этой организации, затраты по ее проведению не включаются в себестоимости (работ, услуг)». Как видно, норма данных Методических указаний (нормирование при отнесении на себестоимость) не соответствует Основным положениям по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), в которых нет упоминания о нормах расхода на аудит.
       Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:
       Декрет Президента от 28.07.99 г. № 30 ввел ограничение отнесения на себестоимость расходов по оплате не любых аудиторских услуг, а только их части, а именно аудиторских проверок. До принятия Советом Министров РБ предельных норм расходов на проведение обязательных аудиторских проверок, относимых на себестоимость продукции, работ, услуг (включаемых в сосав расходов), на себестоимость можно относить суммы за проведение аудиторских проверок без ограничений, за исключением случаев, когда, во-первых, аудиторская проверка не обязательна по законодательству для субъекта хозяйствования и, во-вторых, не является дополнительной, инициированной одни из учредителей.
       Как же определить, является аудиторская проверка обязательной или нет? Главным критерием является то, от кого исходит инициатива проведения аудиторской проверки – от субъекта хозяйствования или необходимость такой проверки вытекает из требований нормативных документов. В настоящее время обязательность аудита определяется, например, такими нормативными документами, как постановление Кабинета Министров РБ от 17.06.96 г. № 398 «О юридических лицах негосударственной формы собственности, подлежащих обязательной аудиторской проверке», Закон РБ от 14.11.91 г. № 1242-ХII «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» (ст. 9 – подтверждение факта формирования уставного фонда), Закон РБ от 03.06.93 г. 2343-ХII «О страховании» (ст. 38), Положение о порядке осуществления розничной торговли и оказания услуг гражданам за иностранную валюту на территории Республики Беларусь, утвержденное правление Нацбанка РБ от 23.12.97 г., протокол № 28.5 (п.2.1.4), Положение о порядке выдачи страховым организациям разрешение на проведение операций по страхованию субъектов хозяйствования в иностранной валюте, утвержденное правлением Нацбанка РБ 05.06.95 г., протокол № 13.
       Что же касается других видов аудиторских услуг – оказание помощи субъектам хозяйствования по постановке и восстановлению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах и финансовой отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов предприятия, информационному обслуживанию заказчиков, консультированию по вопросам налогового и хозяйственного законодательства Республики Беларусь, т.е. таких аудиторских услуг. Которые не являются аудиторскими проверками, то каких-либо ограничений отнесения на себестоимость расходов на такие услуги нормативными документами не предусмотрено.

® Игорь Юркевич, e-mail: igor_yurkevich@tut.by
"Главный Бухгалтер", 1999, №32
© 2002-03 Голубь Update:06.11.03

Hosted by uCoz